Версия для печати - mediafax.ru

Изгнание британского журналиста из России – возвращение к брежневским временам?

Изгнание британского журналиста из России – возвращение к брежневским временам?

Впервые с 1989 года из России за критику страны высылают западного журналиста

Похоже,  «Товарищ, верь, пройдет она, и демократия, и гласность - и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена», - такая шутка была очень популярна в среде советской либеральной интеллигенции в начале 90-х годов прошлого века. В тот период еще в памяти многих советских граждан зрелого возраста были свежи времена брежневского «ледникового периода», когда только за пересказ анекдотов о Леониде Ильиче можно было угодить в тюрьму по статье «антисоветская агитация и пропаганда». Перестройка и гласность разрешили советским людям свободно обсуждать ранее запретные темы, однако советские люди сохраняли бдительность: их все еще преследовал злой дух КГБ. Прошли годы. СССР развалился, КГБ был переименован в ФСБ. Появились надежды на то, что прежние времена запретов и репрессий никогда не вернутся. Однако, как сегодня выясняется, прежние времена могут вернуться.

 Уже восстановлен гимн бывшего СССР, страной, как и в советское время формально руководит лидер правящей партии ( только вместо КПСС сегодня – «Единая Россия»). И вот теперь еще одна новость: в воскресенье, 6 февраля 2011 года, впервые с 1989 года из России был выдворен западный журналист. В 1989 году из Москвы по требованию властей СССР был выслан корреспондент Sunday Times Энгус Роксбург. Руководству СССР не понравились критические комментарии журналиста. Впрочем, в 1991 году, после подавления августовского  путча в России, британский корреспондент спокойно вернулся в Москву и продолжил свою работу.  В минувшие два десятилетия иностранные корреспонденты в России чувствовали себя относительно вольготно. Они не подвергали свои комментарии самоцензуре и откровенно писали о событиях в России.

Однако, похоже, этому свободомыслию приходит конец. Журналист британской газеты The Guardian Люк Хардинг в минувшее воскресенье прибыл в Москву на самолете, и когда он проходил паспортный контроль в аэропорту, ему сотрудник Федеральной пограничной службы заявил: «Господин Хардинг, вам въезд на территорию России запрещен». Хардинг был в шоке и надеялся, что произошла досадная ошибка. Однако российские пограничники были неумолимы. Продержав его 45 минут в аэропорту, они сообщили, что британский журналист внесен в «черный список» и отныне не имеет права посещать Россию. Его посадили в самолет, направлявшийся в Лондон, и уже в салоне вручили ему паспорт с аннулированной российской визой.

Главный редактор The Guardian Алан Расбриджер не скрывал своего возмущения.  «Вызывает беспокойство тот факт, что правительство России теперь считает возможным выдворять из страны иностранных журналистов, которые ему не нравятся, - заявил он. -  Мы всерьез обеспокоены отношением России как к иностранным, так и отечественным журналистам». Наблюдатели расценили высылку журналиста как дипломатический скандал. Не случайно МИД  Великобритании обратился за разъяснениями к министру иностранных дел Сергею Лаврову, однако последний лишь пожал плечами, обещав разобраться. Хотя хорошо известно, что вряд ли без согласования с главой МИД России силовые структуры страны могли бы внести в «черный список» британского журналиста. А ведь хорошо известно, что работа с иностранными журналистами в России является компетенцией МИД, а не силовых ведомств. Во вторник в пресс-службе ОБСЕ также сообщили, что руководство организации внимательно изучают все обстоятельства, связанные с высылкой из России корреспондента британской газеты.

Выдвигаются различные версии выдворения британского журналиста из России. «Шпионский след» выглядит маловероятным, ибо в этом случае российские власти сразу заявили бы, что под прикрытием британского издания в Москве работает офицер британских спецслужб. Более реальной считают другую версию, более тривиальную. Люк Хардинг пострадал за свои публикации антироссийского содержания. И здесь на память приходит параллель с «антисоветской агитацией и пропагандой». Наблюдатели вспомнили, что Люк Хардинг является автором компиляции дипломатических депеш с сайта  Wikileaks, в которых он рассказывал о том, что  Россия при Путине фактически превратилась в «мафиозное государство».  Кроме того, именно Хардинг выдвинул версию о «миллиардах Путина» и о том, что глава правительства России будто бы заранее знал о готовящемся отравлении в Лондоне Александра Литвиненко,

 «На этот раз у меня не было особого задания, и мне обидно покидать Россию при таких обстоятельствах, - написал Хардинг в своем блоге во вторник. - Спасибо всем, кто поддержал меня в эти выходные в связи с высылкой из России. Мне очень грустно уезжать из Москвы. Похоже, Кремль больше боится меня, чем я его. Кремлю давно не нравились мои комментарии, но, видимо, мои статьи про Wikileaks могли стать «последней каплей».

 В этой связи эксперты вспоминают историю двухлетней давности, когда в 2008 году публикация Хардинга в Guardian вызвала ярость в окружении Путина. «СССР уже не существует, в 1991 году советская империя превратилась в содружество независимых государств, - отмечал в своем комментарии Люк Хардинг. - Однако Путин восстановил многие аспекты советской жизни. Эта реставрация включает в себя политические институты, гражданское общество, СМИ, антизападную риторику.  Госдума, Совет Федерации и региональные парламенты в России превратились в декоративные учреждения, которые автоматически штампуют решения, принятые в Кремле». Кроме того, Люк Хардинг в своем комментарии отмечал, что Россия «превратилась в мафиозное государство», а если отъехать примерно на 100 км от Москвы, то взорам предстает такая безрадостная картина: умирающие деревни и нищее население, беспробудное пьянство крестьян.

 По настоянию российских властей в британской газете был опубликован ответ пресс-секретаря Путина - Дмитрия Пескова. Тот не согласился с тезисом Хардинга о том, что Россия возвращается во времена Брежнева. «Текст Хардинга вообще-то поверхностен, доводы местами притянуты за уши, интерпретации неочевидны, - писал Дмитрий Песков. -  Едва ли можно, скажем, югоосетинский конфликт сравнивать с афганским. Едва ли из последних конституционных инициатив власти можно однозначно заключить, что именно Путин хочет стать пожизненным генеральным секретарем».

Впрочем, практика высылки из России неугодных журналистов была восстановлена еще в феврале 2008 года, когда корреспондента российского оппозиционного журнала The New Times Наталью Морарь задержали в московском аэропорту Домодедово после прибытия из Кишинева. Затем ее выслали обратно в Молдавию, объявив о том, что отныне она «не имеет права находиться на территории России». В самолете Морарь вручили официальный документ о том, что ее выдворили из России на основании пункта 1 статьи 27 «Закона о порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», которая запрещает въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, «если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения». Муж Морарь – известный российский журналист Илья Барабанов, считает, что его супруга пострадала за критические публикации о политике нынешнего руководства России.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» решение о высылке из России британского журналиста Люка Хардинга комментируют российские эксперты.

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы:

-  Факт высылки из России британского журналиста вызывает тревогу. Своими действиями власти России наносят серьезный удар по имиджу страны в глазах мирового сообщества. Тем самым наши власти показали, что не уважают свободу слова.

Владимир Абаринов, политический обозреватель:

-  Происшедшее я расцениваю как еще одну попытку руководства России ввести цензуру над сообщениями иностранных журналистов. В сталинские годы в СССР все материалы зарубежных корреспондентов, аккредитованных в Москве, подвергались обязательной цензуре. Тогда же возникла практика выдворения из страны неугодных иностранных корреспондентов. При Владимире Путине практика давления на журналистский корпус возобновилась. И высылка британского журналиста – наглядный тому пример.

Эдуард Щеголев,

политический обозреватель

21:20 08.02.2011