РОССИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН И ИРАН СОЗДАЮТ ТРАНСПОРТНЫЙ АЛЬЯНС


РОССИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН И ИРАН СОЗДАЮТ ТРАНСПОРТНЫЙ АЛЬЯНС

На огромном пространстве между Каспийским морем и Персидским заливом создается новый геополитический треугольник: Россия, Азербайджан и Иран объединяют свою транспортную и энергетическую системы в единую сеть. Этот на первый взгляд, чисто экономический проект приобретает четко выраженное политическое звучание. Новый альянс создается на фоне активизации экономических связей Азербайджана и Ирана.
В воскресенье, 7 августа, министр торговли и промышленности, иранец азербайджанского происхождения, Ирана Мохаммад Реза Нематзаде посетит Баку: он примет участие в открытии ирано-азербайджанского автозавода. Согласно проекту, завод будет выпускать до 10 тыс. автомашин в год. В этой связи армянские СМИ испытывают чувство горечи и обиды. «Могла ли Армения построить совместный с Ираном автозавод? Сложно сказать, но факт тот, что завод построен в Азербайджане, а Армения продолжает размахивать евразийским «кейсом», - с раздражением пишет одно из ведущих Интернет-изданий Армении.
Между тем главное событие предстоящего понедельника – 9 августа в Баку состоится саммит с участием лидеров России, Ирана и Азербайджана. На полях саммита Владимир Путин проведет отдельные переговоры с глазу на глаз как с Ильхамом Алиевым, так и с иранским президентом Хасаном Рухани.
Лидеры России, Азербайджана и Ирана обсудят расширение военно-технического сотрудничества трех стран. Не случайно в составе российской делегации будет и заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, который отвечает за военно-промышленный комплекс. Известно, что Россия поставляет Азербайджану зенитные комплексы С-300, а с 2016 года Москва начала поставки этого вида вооружения Ирану.
Но основная тема саммита – не военная, а транспортная. Лидеры трех стран одобрят решения, которые фактически соединят в единое целое инфраструктуру от Каспия до Персидского залива в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Это поистине историческое событие.
В июне главы железных дорог России, Ирана и Азербайджана подписали в Сочи соглашение о совместном развитии международного транспортного коридора «Север-Юг». Документ предусматривает формирование тарифов для привлечения грузопотоков и дальнейшего развития маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг», включая организацию опытного контейнерного поезда между иранским портовым городом Бендер-Аббас на юге страны и Москвой.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» предполагает мультимодальные маршруты перевозки пассажиров и грузов общей протяженностью 7200 км от Санкт-Петербурга до Мумбаи (Индия). По данным российского правительства, за четыре месяца этого года объемы перевозок между Россией и Ираном возросли более чем на 25%. Аналитики утверждают, что дополнительную надежность транзиту грузов по территории Ирана может обеспечить линия Решт (Иран) — Астара (Азербайджан).
Так называемая «западная ветвь» транспортного коридора «Север-Юг» станет эффективным дополнением к построенной в 2014 году «восточной ветви» — железнодорожной линии Узень (Казахстан) — Горган (Иран), проходящей по восточной стороне Каспийского моря транзитом через территорию Туркменистана.
Таким образом, вокруг Каспия может появиться замкнутое железнодорожное кольцо, которое позволит расширить спектр маршрутов в регионе для грузовых и пассажирских потоков. «Соединение железнодорожных путей России и Азербайджана решает целый ряд проблем, возникших по политическим причинам, и обеспечивает иранским товарам относительно легкий доступ на российские рынки», — считает эксперт по Ближнему Востоку, иранист Василий Папава.
Он напомнил, что Азербайджан уже имеет проект железной дороги, которая пройдет от азербайджанской Астары по направлению к Астаре иранской. Большая часть иранского участка достроена: линия Решт-Казвин длиной 205 км и пропускной способностью 1,4 млн пассажиров и 5-7 млн тонн грузов в год уже функционирует. Проектируемая сегодня линия соединит Астару с Рештом, который находится в нескольких километрах от иранского порта Анзали (крупнейший иранский порт на Каспии). Общая стоимость проекта Казвин-Астара оценивается на уровне порядка 200 млн долларов.
АКИФ МУСТАФАЕВ: «АЗЕРБАЙДЖАН ВЫХОДИТ НА ПОРТЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА»
Как заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа- Кавказ-Азия" TRACEСA в Азербайджане Акиф Мустафаев, выход Азербайджана на порты Персидского залива посредством железных дорог, станет делом ближайших 3-5 лет. "С выходом на Персидский залив грузопоток может достигнуть 10-15 миллионов тонн", — отметил эксперт.
По его словам недавно Иран сделал заявление о том, что, в связи с угрозой совершения террористических актов на пограничном пункте с Турцией, рассматривает транзит грузов через Азербайджан на черноморские порты Грузии и далее в европейские страны.
По мнению эксперта, потерю в расстоянии ИРИ сможет компенсировать за счет увеличения скорости движение грузов через Азербайджан, так как сейчас идет реорганизация азербайджанской железной дороги, покупаются новые вагоны, обновляются пути и так далее. То есть возросла скорость поездов, кроме того, на увеличение скорости перемещение грузов повлияет упрощение процедуры пересечения границ.
"Ирану будет выгодно пропустить свои грузы в Европу через Азербайджан", — отметил Мустафаев. По его словам, после запуска движения по Баку-Тбилиси-Карс иранские грузы могут частично доставляться до Азербайджана и затем, по Баку-Тбилиси-Карс, в направлении Турции. Конечно, маршрут через Турцию для Ирана является более выгодным, так как он короче, но путь через Азербайджан безопаснее, продолжил представитель TRACEСA."Грузы Ирана через Азербайджан в Европу — это несколько окольный путь, зигзагом, но более скоростной путь упростить таможенные процедуры. Объем транзита грузов из Ирана может достигнуть 3 миллионов тонн в год, а в будущем — 5-6 миллионов", — отметил эксперт.
ТРИ СТРАНЫ ОБЪЕДИНЯЮТ ТАКЖЕ ЭНЕРГОСИСТЕМУ
Кроме того, министр энергетики РФ Александр Новак заявил о том, что Россия заинтересована в продолжение масштабного проекта по объединению энергосистем России, Азербайджана и Ирана, который в последние годы по разным причинам был приостановлен.
«Мы подтверждаем заинтересованность в продолжении изучения вопроса объединения энергосистем России, Азербайджана и Ирана и считаем целесообразным возобновить деятельность трехсторонней рабочей группы по объединению энергосистем для организации проведения технико-экономических исследований», - продолжал Александр Новак.
Соглашение об объединении энергосетей Азербайджана, России и Ирана, предполагающее их синхронизацию и параллельную работу, было подписано в декабре 2004 года в Тегеране. Там же была создана трехсторонняя комиссия, в задачу которой входит техническая сторона синхронизации энергосистем.
В рамках проекта в ноябре 2006 года Азербайджан и Иран подписали соглашение о прокладке ЛЭП Имишли (Азербайджан) – Парсабад (Иран) протяженностью 350 км, позволяющей увеличить уровень энергообмена между государствами с 200 до 700 МВт. В то же время Россия и Азербайджан договорились построить высоковольтную ЛЭП Яшма–Дербент для увеличение перетоков энергии из России в Азербайджан и обратно.
По просьбе ИА «Медиафакс» решение России, Ирана и Азербайджана об объединении транспортной системы
комментирует известный азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде:.
Ильгар Велизаде, политолог:
- Договоренности по углублению сотрудничества в рамках коридора «Север-Юг» отвечают интересам всех трех стран. Проекты в этой сфере обсуждались уже давно, но именно с приходом к власти в Иране Рухани и после снятия международных санкций с Тегерана лидеры трех стран решили ускорить реализацию давно обсуждаемых проектов. России этот проект сулит большие выгоды, так как позволяет Москве через Азербайджан и Иран выйти в страны Индийского океана, в том числе арабские страны, Индию и Пакистан.
Для Ирана проект также выгоден, так как на российский рынок иранские товары будут доставляться самым кратчайшим путем - через железные дороги Азербайджана. Что же касается Азербайджана, то ему данный проект выгоден с точки зрения развития транспортного потенциала, а также расширения посредством Ирана торговых связей со странами Персидского залива.
Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент парижского центра дипломатических и стратегических исследований

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24947
06 Август 2016, 23:30

Версия для печати


Последние новости по этой теме: